История этого монастыря началась буквально через несколько дней после победного салюта 45-го. Майское постановление народных комиссаров Бурято-Монгольской АССР известило «Об открытии буддийского храма». После пятнадцати лет религиозных гонений, во время которых в Советском Союзе были разрушены все буддийские святыни, эта весть казалась чудом.
Знакомство с Иволгинским дацаном следует начинать с гороо – почтительного обхода монастыря по выложенной плиткой дорожке по часовой стрелке. Такая прогулка способствует успокоению ума и накоплению добродетели.
По ходу движения установлены молитвенные барабаны – хурдэ, заполненные текстами ламаистских молитв. Вращение барабанов является обязательным ритуалом для буддистов и признается равноценным чтению помещенных в них священных свитков с мантрами. Считается, что верующий прочел молитву столько раз, сколько раз прокрутил барабан. С утра до позднего вечера сотни людей ходят в гороо вокруг дацана и крутят по часовой стрелке десятки ритуальных цилиндров. При этом обход обычно совершается: 3, 7 или 12 раз. Таковы обрядовые числа в буддизме.
Но даже однократно обходить тут не мало! Начавшись с одного единственного храма, Иволгинский дацан превратился теперь монастырский комплекс из более чем десятка религиозных объектов и стольких же бытовых. И занимает территорию в три гектара.
Кстати, ряд жилых строений внутри дацана напоминает собой сельскую улицу. В этих обыкновенных деревянных избушках живут ламы.
Резиденция Хамбо-ламы –главы буддистов России, яркого желтого цвета. Студенты здешнего буддийского университета остроумно называют этот нарядный дом «бортом №1».
Многоцветие – основная отличительная особенность бурятских дацанов. И Иволгинский среди них – самый торжественный!
Главный соборный храм этого дацана – Согчен-дуган, построен в 1976 году в классической бурятской архитектурной традиции. Его этажи по-ярусно уменьшаясь, создают пирамидальный силуэт здания, соответствуя принципу мандалы. Весь дуган построен из дерева, но оштукатурен под белый кирпич – популярный в советское время строительный тренд.
Статуи тигров – охраняют буддийское учение от темных сил в знак благодарности за то, что Будда пожертвовал частью своей плоти, чтобы накормить тигрят, мать которых была больна. Шар «таму» под лапой хищников – символ буддийского знания, несущего свет во тьму. Каменные львы выполняют в дацане ту же охранную функцию.
Внутри главного храма светлый и просторный зал с рядом колонн и богатый декор с элементами, в основном, тибетского типа.
В окружении учеников и бодхисатв в алтаре Согчен дугана расположена статуя Будды. Вознося ему восхваления и молитвы, верующие тем самым подавляют собственные недобрые помыслы, а делая подношения, воспитывают в себе щедрость.
А это – Дворец Хамбо Ламы Итигелова. В 1927 году он ушел в нирвану, был похоронен, а через 75 лет извлечен из могилы без признаков тления. Теперь его тело содержится в специально возведенном для этих целей дворце.
Доступ к нетленному телу Итигелова ограничен. Увидеть его можно 8 раз в году в дни больших праздников. Снимать Нетленного нельзя. А вот дворец – можно. Тем более, что это самое красивое здание дацана, богато украшенное со всех сторон.
Любуясь дворцом, стоит непременно обойти его вокруг. Сзади, например, присутствует монументальная роспись с жанровыми сюжетами, в принципе, не характерными для бурятского дацанского искусства. Вот, например, замечательная танка с белым мудрецом. А рядом – зооморфные мотивы, имеющие явно центрально-азиатское происхождение. И птица Гаруда, согласно легенде – то ли спасающая свою мать из царства змей, то ли похищающая у нагов аллегорический сосуд бессмертия – амриту.
Кстати, в Иволгинском дацане работает уникальная художественная мастерская «Эрхим Дархан». Этот литейный цех восстановил традиции изготовления буддийской ритуальной атрибутики. Бурятские кузнецы, чьё ремесло передаётся из поколения в поколение, делают тут бронзовые фигурки Будды, сакральных животных и персонажей мифов.
С произведениями художественного литья мастеров дацана и лучших скульпторов-ювелиров Бурятии можно ознакомиться в Галерее искусств народов Азии. Выставочный зал, он же магазин при дацане, представляет бронзовые самобытные статуэтки, картины современных бурятских художников и другие работы азиатской культуры и искусства, посвященные природе края и миру буддийской мифологии.
Иволгинский дацан в год посещает до полумиллиона человек. Буддисты-паломники и туристы, вне зависимости от религиозной принадлежности, едут сюда за тем, чтобы окунуться в энергетику этого необыкновенно красивого места, ощутить его гармонизирующую атмосферу и даже получить творческое вдохновение. Ведь Иволгинский дацан – не просто символ буддизма в России. Это ещё символ победы жизни над смертью и добра над злом. Ну, а как по-другому? Он ведь родом из мая 45-го!
АДРЕС: Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга.
Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»ivolgdatsan.ru