Бурятский государственный академический театр оперы и балета. Величественное и одновременно изящное сооружение удивительно гармонично сочетает в своем внешнем облике каменную песню сталинского ампира с отдельными нотами этнической архитектуры, а также многочисленные смысловые детали и символы. Видите венчающую его крышу юрту? Это дань уважения архитектора Федорова кочевой истории бурятского народа. Рядом два всадника с гордо развевающимся знаменем первого в мире социального государства! Искусство должно принадлежать народу!
Кстати, внутреннее убранство театра впечатляет не меньше! Форма юрты реализована и в интерьерах кольцевого фойе. Полы и колонны облицованы бурятским зеленым мрамором. Многоярусные люстры украшают потолок, на котором изображены символы сталинской эпохи – серп и молот, и пятиконечные звезды. А рядом орнаменты, заимствованные в буддизме. Цветные витражи с национальными мотивами намерено спроектированы так, чтобы солнце на восходе и закате заливало театр внутри радужными бликами. По задумке архитектора так была реализована идея сказочного дворца.
Массивные бронзовые балясины поручней отливались в мастерских специально для этого театра. Обе лестницы – справа и слева – ведут зрителя на второй этаж фойе, освещенный естественным светом и настенными бра.
Здесь, в центре за колонами, в двухсветном пространстве, занимающем высоту второго и третьего этажей будто скрывается объемный горельеф [1] дружбы народов, проживающих в Бурятской Республике.
Заметьте, что персонажи этого скульптурного панно – люди не причастные к миру искусства, а представители рабочих профессий. Все те, для кого строился театр в Советское время. Каждый из них держит инструмент, олицетворяющий его сферу деятельности.
Фреска потолка с изображением бурятской традиции спортивной стрельбы, борьбы и скачек, называемая «Три игры мужей», выполнена в стиле иконописи. Потолочная роспись, светильники, ажурный витраж, архитектурные элементы сибирского барокко, горельеф, образно напоминающий тайную вечере, – неспроста сотрудники театра называют этот зал своим храмом!
Но самая что ни на есть святая святых – это зрительный зал на 620 мест с партером, амфитеатром, правительственной и директорской ложами, с притягивающей взгляд многоярусной люстрой по центру живописного плафона с фреской «Торжество социалистического строя». Чтобы сделать эту потолочную роспись было потрачено 55 тысяч куриных яиц.
Художники Георгий Рублев и Борис Иорданский изобразили здесь лица реальных героев и тружеников Бурятии, а также людей причастных к театру. С момента его основания на этой сцене уже поставлено несколько сотен спектаклей мировой и российской классики.
[1] Горельеф – разновидность скульптурного выпуклого рельефа. В противоположность барельефу, горельеф называют «высоким» рельефом. Изображение здесь выступает над плоскостью более, чем на половину своего объема. Отдельные фигуры даже могут полностью отделяться от фона. Горельеф в большей степени, чем барельеф, подходит для изображения пейзажей, а также сцен, включающих в себя множество фигур.
АДРЕС: Бурятский государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова, Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 5.
В этом театре можно оказаться не только в качестве зрителя, но и попасть на экскурсию с гидом по творческим цехам театра. Тел.: +7 (3012) 21-36-00
Бурятский театр оперы и балетаuuopera.ru