Начнём прогулку с «Нулевого километра», где в поле зрения попадает сразу несколько эпох.
Главпочтампт Волгограда, ул. Мира, 9. Вот здание главпочтамта и по совместительству Центрального телеграфа Волгограда. Его легко отличить в общей архитектуре города по двум башенкам на вершине, придающих зданию некое сходство с западноевропейскими ратушами. Башни эти часовые и имеют циферблаты, но оба – без стрелок.
Когда-то их надстроили с идеей показа Московского и Волгоградского времени. Но своего времени у Волгограда так и не появилось, а на железнодорожном вокзале, что рядом, одни башенные часы к тому времени уже запустили. В общем, ещё пару часовых механизмов для главной почты города посчитали избыточными и отказались от них из экономии средств. Теперь волгоградцы, если сталкиваются с необоснованными задержками доставки почтовых отправлений, философски замечают, что это происходит потому, что их почтовики – люди счастливые, часов не наблюдают!
Гостиница «Волгоград», ул. Мира, 12. До войны на месте отеля «Волгоград» стояла роскошная царицынская гостиница «Столичные номера», но в августе 1942 года её здание разделило печальную участь тысяч других зданий города.
Поэтому то, что вы сейчас видите – это восстановленная версия гостиницы на старом фундаменте. Однако архитекторам удалось сохранить максимальное число деталей дореволюционного стиля, хотя их и пришлось несколько замаскировать под «сталинский ампир».
Гостиница «Интурист», ул. Мира, 14. А вот гостиница «Интурист» в стиле псевдобарокко, с арками, большими окнами и лепниной – не реплика! Она изначально была такой построена в 1957 году по проекту заслуженного архитектора СССР Бориса Гольдмана. Заказчиком проекта выступил Государственный комитет по иностранному туризму СССР в связи с огромным интересом зарубежных граждан к восстановленному из руин Сталинграду.
Тем более, что и архитектурное сердце города расположено, как раз здесь, на улице Мира. Больше нигде в Волгограде нет такого количества зданий с лепниной, пилястрами и декоративными кронштейнаями балконов.
Дом «Инжкоопстроя», ул. Ленина, 17. На фоне одного из таких домов однажды сфотографировался с женой чилийский поэт и политик Пабло Неруда. Он посещал Сталинград в 1949 году. Восхищённый темпами восстановления города-героя будущий нобелевский лауреат по литературе посвятил ему несколько стихов и песен. А дом кооперативного товарищества инженеров и техников с фасадами украшенными колоннами и лепниной по проекту архитектора Израиля Фиалко, получил мировую известность, как весьма достойный пример сталинградской архитектуры.
Дом грузчиков, ул. Рабоче-Крестьянская, 22. «Благословенна страна, в которой дома называют и строят в честь грузчиков!» – писала в 1951 году газета французских коммунистов «Юманите» о здании, которое сталинградский Речной порт построил для своих докеров. Да, «Дом грузчиков» – это оригинальное название, которое это здание постконструктивизма носит уже почти девяносто лет.
Дом консервщиков, ул. Рабоче-Крестьянская, 23. И «Дом консервщиков», что стоит напротив, был также построен конструктивистским. Его проект разработала архитектор Мария Цубикова в 1936 году для рабочих консервного завода. Дом пережил Сталинградскую битву и был восстановлен в 1948 году архитектором Александром Кулевым. Скруглённый фасад дома ярко выделялся на лице города. Такое вот жильё для человека труда!
Виллы сталинки на ул. Мира. Среди сталинградского архитектурного наследия встречаются и совершенно милые образцы.Как например, вот эти трёх — и четырехэтажные дома желто-бежевого цвета с виноградом на окнах. Они создают своим видом неповторимо-уютную городскую атмосферу и больше похожи на виллы адриатического побережья Италии, чем на творчество сталинских зодчих.
Фонтан влюблённых, ул. Мира, 8. Удивительно, но в Волгограде есть фонтан, созданный флорентийским мастером. В 2005 году итальянский скульптор Сильвио Белуччи, по заказу мэра города, отлил из бронзы двух обнажённых влюблённых, парня и девушку, которые держась за руки стоят спиной друг к другу.
НЭТ, ул. Володарского, 13. А Новый Экспериментальный Театр, волгоградцы вообще называют одной из визитных карточек города и гордятся не только его спектаклями и актёрами, но и самим зданием. Построенное ещё в 1915 году на средства купца Репникова, оно значительно пострадало во время войны, но было восстановлено сразу после неё, приобретя в результате этих работ даже большую изящность форм.
Улица Волгодонская. Кстати, во дворах величественных «сталинок», стоящих фасадами по улице Мира, спряталась маленькая улица Волгодонская – настоящий заповедник сохранившихся и восстановленных исторических зданий дореволюционного царицынского периода города. Этот квартал из нескольких купеческих домов постройки конца XIX — начала XX века, влечёт к себе туристов своим старинным колоритом и время от времени появляются проекты его современного благоустройства. Но по разным причинам эта реконструкция всё время откладывается.
Дворец культуры профсоюзов, проспект им. В.И. Ленина, 4. Дворец культуры профсоюзов по проспекту Ленина — яркий образец поздней сталинской архитектуры 1957 года, посвященный труженикам восстановления послевоенного Сталинграда. Архитектор Вадим Масляев расположил по сторонам здания два объемных горельефа, включающих в себя по двадцать одной фигуре объединённых в шесть групп представителей различных профессий. Любопытно, что несмотря на значительную удалённость от зрителей, в горельефах щепетильно проработаны все мелкие детали. Сейчас здание Дворца культуры профсоюзов входит в список объектов культурного наследия Волгограда.
Мастерская Петра Чаплыгина, ул. Мира, 13. А эта локация стала узнаваемой благодаря соцсетям! Современные волгоградцы и гости города открыли для себя экстерьер мастерской Петра Чаплыгина, как идеальное место для фотографий! Внутрь мастерской попасть удается немногим. Но вот полюбоваться внешним убранством можно в любое время. Многочисленные керамическими панно сделали дом № 13 на улице Мира – фрагментом музея под открытым небом Волгограда.
Планетарий, ул. Гагарина, 14. Бронзовая скульптура женщины, выпускающей голубя, венчающая массивный купол здания волгоградского планетария — стала не только символом мира, но последней работой великой Веры Мухиной. Это здание, своим обликом напоминающее античный храм с колоннами, появилось в Волгограде в 1954 году. И предназначено оно было не для театра или музея, а для планетария.
А этот арт объект Чаплыгина имеет скорее утилитарную цель. Изящный металлический отбойник не просто украшает дом, а защищает многострадальный угол от разрушения неловкими водителями мусорной машины, заезжающей во двор.
Для оформления его интерьера щедро использовали розовый мрамор, и массивные советские светильники в стиле сталинского ампира. А мозаичный портрет самого Иосифа Сталина в холле – как напоминание о том, что звездный дом был подарком генералиссимусу к его 70-летнему юбилею от немецких трудящихся ГДР. И построить его решили именно в русском городе всемирной славы, носящим тогда его имя – в Сталинграде.
Архитекторы и рабочие немецкого завода Карла Цейса разработали проект здания, изготовили его детали и сложное оптическое оборудование. И направили железной дорогой в Россию – ни много, ни мало – 260 товарных вагонов. По прибытии конструкцию планетария доработали советские архитекторы Василий Симбирцев и Михаил Хомутов под соответствие сталинскому ампиру и погодные условия русского города.
Сегодня в Большом Звездном зале планетария можно увидеть солнечную систему на самом большом куполе Европы. Диаметр купола-экрана − 25 метров, а площадь − 1000 квадратных метров. Зал оборудован новейшими проекционными технологиями, позволяющими зрителям ощутить неповторимый эффект погружения в Космос, почувствовать безграничность Вселенной, совершить головокружительные путешествия в межгалактическом и межзвездном пространстве. Сегодня Волгоградский планетарий признан одним из лучших в России.
Стадион «Волгоград Арена», проспект им. В.И. Ленина, 76. А это, пожалуй, самый грандиозный в городе пример современной архитектуры. Стадион «Волгоград Арена» был построен специально к чемпионату мира по футболу 2018 года. Общая площадь здания − более 122 тысяч кв. м. Вместимость − 45 тысяч человек. Вантовая кровля поддерживается стальными канатами общей протяжённостью 12 км. Расположение на берегу реки у подножия Мамаева кургана сделало «Волгоград Арену» популярной туристической локацией. На стадионе кроме футбольных матчей сегодня проходят концерты, фестивали, бизнес-форумы и региональные выставки.
ЖК «Волжские паруса», ул. Калинина, 2А. А вот ещё один образец современной архитектуры Волгограда. В спорах о его эстетической ценности, горожанами сломано не мало копий. Жилой комплекс «Волжские паруса» был задуман ещё в начале нулевых московским архитектором, академиком Владимиром Кубасовым. Тогда проект из двух высоток в форме парусов, соединённых между собой остеклённым жилым мостом, казался свежим волжским ветром, что наполняет их изогнутые формы. Но по прошествию времени это архитектурное решение стали считать чем-то вычурным. Как бы там ни было, но «Волжские паруса» за эти годы стали безусловно символическим сооружением для города. Причём таким мощным, что если стереть их на панорамной фотографии береговой линии, многие волгоградцы даже не сразу узнают на ней родной город.
Ну и конечно же Волгоград – это сама Волга, в честь которой он назван. А потому кроме своей героической истории и богатой строительной культуры, этот город транслирует гостям волне себе курортное настроение. А оно – про жаркое лето, сладкие арбузы, речные круизы, купание в Волге и южный загар. Но об этой его стороне чаще всего даже не помнят.