Сегодня архитектурный комплекс Старая Сарепта имеет статус музея-заповедника, находящиегося на территории города-героя Волгограда. 27 исторических зданий, в ряде которых работают постоянные музейные экспозиции, являются бесценным культурно-историческим наследием целого региона.
Вот с этого императорского манифеста Екатерины Второй о приглашении иностранных поселенцев в Россию в 1765 году началась история строительства сарептской крепости от набегов кочевников. А с установлением мира и спокойствия в Нижнем Поволжье, надобность в защите и вовсе отпала. Немецкая колония на русской земле хорошела и процветала.
Самое высокое здание историко-архитектурного комплекса «Старая Сарепта» – лютеранская кирха. Здесь, как и столетия назад, можно послушать органную музыку. Причём не только во время специальных концертов, но и на ежедневных экскурсиях.
Иван Заикин – экскурсовод музея-заповедника «Старая Сарепта»:
«С этим зданием все было связано в жизни колонистов. Здесь 3 раза в день по 15 минут проходили службы, брачные службы, воскресные службы. И с этим зданием были связаны ритуалы в жизни колонистов, такие как конфирмация, обряд крещения и бракосочетания по жребию. Жребий здесь считался божьей волей и во всех важных ситуациях прибегали именно к нему. Считалось, что человек грешен, сам выбор сделать не может и часто доверялись именно Богу. Братский союз гернгутеров, по сути дела, продолжатели Яна Гуса — чешского проповедника эпохи реформации. Это были крайне религиозные люди. Основной их задачей была миссионерская работа. Такую они себе предпочитали. Так вот сюда они ехали именно для распространения слова Христова среди, тогда считалось, язычников калмыков».
Помимо миссионерской деятельности колонисты ускоренными темпами поднимали в этих местах промышленность, аграрную науку, сельское хозяйство, разводили сады и виноградники, строили гончарные мастерские, слесарные и кузнечные заводы, и развивали медицину. В сохранившемся доме аптекаря, можно увидеть быт фармацевта того времени и услышать рассказы, о том, что в Старой Сарепте люди очень редко болели.
Иван Заикин – экскурсовод музея-заповедника «Старая Сарепта»:
«К медицине подходили очень серьезно. В Сарепте, даже первый сарептский врач, доктор Вир, получил образование в Берлине. Был очень ученым человеком, языки многие знал. Только такие специалисты здесь работали. И кстати, этот первый врач, помимо своих непосредственных обязанностей еще изучал места вокруг Сарепты. В 8-ми верстах в сторону Царицина обнаружил источники, которые были лучшие железосодержащие и солесодержащие, и там был открыт второй у нас в стране курорт с грязелечебницей. То есть даже такие у нас в стране средства у нас применяли. А в основном здесь использовали лекарства на травах. Также применяли гомеопатию. От калмыков также узнали еще о тибетских лекарственных препаратах, которые тоже здесь использовали. Уже к концу ХIX века здесь в Поволжье появляется первая больница? А в начале ХХ века земская больница с амбулаторией. То есть всё здесь было очень серьезно».
А ещё поселение Сарепта является колыбелью российского горчичного производства, наряду с французским Дижоном и английским Девонширом. Об этом обязательно расскажут в единственном в России музее горчицы, расположенном в здании бывшего сарептского универмага.
Василий Вахменин – экскурсовод отдела этно-культурных связей музея-заповедника «Старая Сарепта»:
«Волгоград – это горчичная столица России. И получилось это благодаря сарептянам, которые поселились здесь в XVIII веке. Своей горчицы в России не было до XIX века, в основном заказывали английскую более острую, но она была очень дорогая – это был деликатес для знати и предприимчивые сарептяне обнаруживают здесь в окрестности ростки горчицы, которые относятся к виду сизая горчица. Эта не французская, не английская, а третий съедобный вид. И оказывается, что она растет здесь, в Поволжье, очень хорошо».
Славилась Сарепта и своими винными погребами. О подземных сооружениях этого старого города ходят легенды. Некоторые из них привели сюда несколько лет назад съемочную группу программы «Битва экстрасенсов». После чего поток падких на мистификации туристов, заметно увеличился.
Многие годы музей-заповедник«Старая Сарепта» бережно хранит различные любопытные предметы из славного прошлого этого маленького поселения, основанного поволжскими немцами.
Например, корзинки зембели. По преданию, основатель плетения корзинок из рогоза был местный колонист Зембель. Зембели стали очень популярны у модниц всей России, так что в Сарепте плетением занимались целые артели. При изготовление этих корзин использовался специально придуманный станок и применялись разные рисунки.
Или вот, ткань сарпинка. Легкий хлопчатобумажный материал с полосатым или клетчатым рисунком. Сарепта стала одним из первых мест производства хлопчатобумажных тканей в России, где в то время гораздо шире была распространена выделка льна. Поэтому производство сарпинки не имело конкуренции, что и обусловило высокие на неё цены, сопоставимые со стоимостью шёлкового полотна.
В местной лавке, как и 200 лет назад, можно прикупить и сразу попробовать традиционные лакомства сарептян – арбузное варенье и арбузный мёд нардек, сваренный по старинным рецептам. На арбузном мёде пекли знаменитые сарептские пряники, которые таяли во рту и годами оставались мягкими. Вообще, арбуз в этих степных местах был тогда главным лакомством и заменителем сахара.
Иван Заикин – экскурсовод музея-заповедника «Старая Сарепта»:
«Арбуз в жизни сарептян играл очень важную роль, так как это был единственный источник чего-то сладкого. Так что из арбуза здесь делали все, что только возможно. Во-первых, арбузный мед нардек — подсмотрели у соседей, у калмыков. Его выпаривали из арбузного сока. Собирали в чаны до 20 ведер и выпаривали. Несколько суток это продолжалось. В результате получалась тёмная вязкая жидкость, очень сладкая, но со своеобразным горьковатым привкусом, так как делалось на огне. И добавлялось везде вместо сахара в те же сарептские пряники, с кофе вместо варенья попить. Конечно же, в начале XIX века здесь делали заменитель кофе «эрзац» из пережаренных арбузных семечек и цикория».
К слову, свою миссионерскую деятельность в данном регионе немцы провалили. За все время удалось крестить только 50 калмыков. Зато, оставили после себя мощный культурный и промышленный след.
Уникальный историко-архитектурный комплекс «Старая Сарепта» на южной окраине Волгограда сквозь время, пожары и несколько войн чудом сохранил историческое наследие поволжских немцев. Многие предприятия основанные сарептянами функционируют и развиваются по сей день.