Дацаны. Так, например, часто встречающиеся здесь экзотические для нашей страны пагоды с ритуальными барабанами напоминают, что Улан-Удэ является центром тибетского буддизма в России. В этих активно восстанавливаемых в последнее время монастырях – дацанах действуют духовные учебные заведения и художественные школы.
Театр Буддрамы. Не лишены национальной изюминки и вполне себе светские объекты. На фронтоне театра бурятской драмы, из литых бетонных блоков смонтирован барельеф «Цветущая Бурятия». Композиция рассчитана на восприятие издали. Любой человек, поднимающийся по ступеням лестницы, видит очертания масштабных символических фигур: женщины с хадаком, двух музыкантов с лирой и моринхуром в руках, и двух всадников – русского и бурята.
Арун. Встречаются в городе и современные образцы этно-архитектуры. Как например, культурно-деловой центр «Арун» из стекла и стали. По замыслу авторов символизирующий обновление и прогресс. Собственно, слово «Арун» и переводится с эвенкийского как «возрождение». Эвенки – один из древнейших народов Бурятии. Конусообразную вершину здания архитекторы назвали в своём проекте «Храмом четырех природных стихий». Но горожане эту тонкую ассоциацию не уловили, зато обнаружили схожесть здания с восточным головным убором. Так теперь и говорят: «Увидимся под стеклянной шапкой».
Одигитриевский собор. Ну, а первым каменным зданием в городе стал Свято-Одигитриевский собор. Его заложили в первой половине XVIII века и строили более сорока лет. Верхний придел храма возведен в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, считающейся покровительницей путешественников и купцов. Финансировали стройку, в основном, купцы городов Верхнеудинска и Кяхты. Белое религиозное строение с синими и золотыми куполами является одним из немногих прекрасно сохранившихся памятников сибирского барокко – уникального стиля русского зодчества с богатой пластикой фасадов и обилием деталей. Ряд оконных рам купола повторяет форму православного креста. Свято-Одигитриевский собор стоит на широком открытом месте и виден сразу с нескольких улиц города.
Улица Соборная. Не сложно догадаться, что Соборной в Верхнеудинске назвали улицу, проложенную от главного собора. Это первая и самая старая улица в городе. А в нынешнем XXI веке в чудесных экстерьерах Соборной начал формироваться ещё один центр туристического притяжения Улан-Удэ. На этой улице была проведена масштабная реконструкция и отреставрированы вековые дома, многие из которых являются памятниками архитектуры.
Какой турист теперь откажется от приятной прогулки по этому колоритному променаду, где можно полюбоваться ажурной резьбой на купеческих домах и почувствовать атмосферу того – старого, по выражению Чехова, «миленького» Верхнеудинска.
Деревянная архитектура. Справедливости ради, стоит заметить, что бренд деревянного зодчества Улан-Удэ одной улицей Соборной не исчерпывается. Верхнеудинских памятников деревянной архитектуры здесь сохранилось аж несколько десятков и они более-менее равномерно распределены по всему историческому центру города. То здесь, то там попадаются деревянные, украшенные пропильной резьбой дома, будто сошедшие с книжных иллюстраций. Причём, в этих архитектурно-исторических памятниках продолжают жить люди.
Дом купца Голдобина в конце XIX века был, вероятно, самым презентабельным в городе. Ибо во время своего визита в Верхнеудинск в нём останавливался ещё не взошедший на царский престол Николай II. Сейчас в этом здании расположился «Музей истории Ула-Удэ».
А вообще, каменных зданий дореволюционного периода в Улан-Удэ было не так много. До конца XIX века город почти не разрастался, развиваясь, в основном, за счет уплотнительной деревянной застройки усадебного типа.
Почта. Старая почтовая контора – яркий пример смешанного строения. Первый этаж кирпичный, а второй – деревянный. Своего кирпича в городе не было, возить издалека было дорого, поэтому для удешевления строительства нередко применялась такая комбинированная технология.
Дом Капельмана. На этой же улице находится ещё одна значимая архитектурная достопримечательность города – «Дом с атлантами». Рассказывают, что местный преуспевающий коммерсант Нафтолий Капельман съездил по делам в Петербург и так впечатлился столицей, что решил построить кусочек Питера в своём Верхнеудинске. Возвели этот дом с невиданной тогда скоростью – за 4 месяца. С тех пор шесть белых античных атлантов украшают яркий кирпичный фасад.
Проспект Победы и советское архитектурное наследие. Основная же масса каменных зданий была построена в Улан-Удэ значительно позже, уже в советский период. Именно в это время город многократно расширил свои границы, и устремился ввысь. Так, к 300-летию Улан-Удэ в 1966 году на высокой террасе бывшего рукава реки Уды был проложен Проспект Победы с односторонней застройкой зданиями в духе сталинского ампира.
Площадь Советов. Проспект Победы был выведен к площади Советов, главной площади бурятской столицы. По её периметру выстроены основные правительственные здания республики. Вот в этом строгом торжественном сооружении, украшенном колоннами, размещается резиденция Главы Республики и Народный хурал.
Дом Советов. А рядом, за огромной головой вождя мирового пролетариата – дом правительства Бурятии. Его проектом занимался известный ленинградский профессор в области архитектуры Андрей Андреевич Оль. В 1927 году он выиграл конкурс, предложив концепцию административного здания функционального, просторного и наполненного светом. Так через 6 лет Улан-Удэ получил этот великолепный образец постконструктивизма, на тот момент – самое большое здание в городе.
Дом Радио. Только через четверть века звание архитектурной доминанты площади перешло или перешагнуло на её другую сторону… Там в 1955 году по проекту Людвига Минерта началось строительство здания комбината Забайкаллес и Комитета радиовещания. Через четыре года возведение этого монументального строения в стиле позднего сталинского ампира было завершено. И до сих пор яркий дом с элегантной угловой башней со шпилем, увенчанным звездой в венке, считается одной из визитных карточек столицы Бурятии.
Театр оперы и балета. Но, пожалуй, главным архитектурным украшением Улан-Удэ является Государственный Академический театр оперы и балета.
Заложенный в конце 30-х годов XX века на высоком городском холме, он по замыслу автора проекта, архитектора Фёдорова, должен был визуально парить над городом. Сейчас из-за высотной городской застройки вокруг, этот эффект не так очевиден. Но своего волшебного очарования сказочный дворец музы искусства до сих пор не утратил. Очень любят фотографироваться на фоне этого архитектурного шедевра туристы из разных стран мира. Иногда случаются курьёзы… Так группа путешественников из Испании однажды вежливо поинтересовалась у гида, что делает в Сибири испано-мавританская архитектура, характерная аренам для боёв с быками у них на родине? На что находчивый экскурсовод немедля ответил, что этот театр возвели специально для постановки оперы Бизе «Кармен». А вы ведь помните, там главные действующие лица – цыганка и тореадор?! Уходили испанцы с театральной площади очень впечатлёнными!